Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности Весёлый робот

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ............................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи реализации программы ......................................................... 5
1.3. Принципы и подходы к формированию программы ................................... 5
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста, участвующих в реализации программы ....................................... 8
1.5. Планируемые результаты освоения программы.......................................... 9
2. Содержательный раздел .............................................................................. 10
2.1. Учебно-тематический план ......................................................................... 10
2.2. Перспективно-тематический план.............................................................. 11
2.3. Содержание курса, разделов ....................................................................... 13
2.4. Формы промежуточной аттестации ........................................................... 16
3. Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы...................................................................... 16
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы ................... 16
3.2. Форма организации обучения..................................................................... 17
3.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ....................... 18
3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников ........................................................................... 20
3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания ............................................................................... 20
3.6. Организация режима работы ...................................................................... 21
3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса .................................. 21
3.8. Календарный учебный график ................................................................... 21
Список литературы ......................................................................................... 22

2

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками
приобретает

такой

продуктивный

вид

деятельности

как

лего-

конструирование и образовательная робототехника.
Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая
педагогическая технология, представляет самые передовые направления
науки и техники, является относительно новым междисциплинарным
направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о
физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра
помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В
играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость,
эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что
попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные
вещи, и робототехника даёт им возможность для экспериментирования и
самовыражения.
Робототехника развивает детское творчество, поощряет к созданию
разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных,
насколько далеко может зайти детское воображение. Робототехника даёт
возможность не только собрать игрушку, но играть с ней. Используя детали
не одного, а двух и более наборов LEGO WEDO, можно собирать
практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих
сюжетные игры.
Занятия робото - конструированием, программированием, а также
общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию
воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в
рабочей программе «Весёлый робот» открывает возможности для
реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками
и расширения круга интересов.

3

Актуальность программы заключается в следующем:
 Востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в
том числе в естественнонаучном направлении;
 Отсутствие

методического

обеспечения

формирования

основ

технического творчества, навыков начального программирования;
 Необходимость

ранней

научно-технической

профессиональной

ориентации дошкольников.
Новизна

программы

заключается

в

исследовательско-технической

направленности обучения, которое базируется на новых информационных
технологиях. Раннее приобщение и взаимодействие детей с миром техники
позволяет закладывать основы технического мышления. Создание условий для
авторского воплощения замысла технического объекта в автоматизированные
модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых
наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Весёлый
робот» необходимо следующее оборудование:
 программное обеспечение Перворобот LEGO WEDO (9580).
Программное обеспечение конструктора WeDo предназначено для создания
программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их
встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками
наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них
имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера,
микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически
обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения WeDo
можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGOмоделей. ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект заданий: содержит 12 заданий. Эти
материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно с
программным обеспечением WeDo. Все задания снабжены анимацией и
пошаговыми сборочными инструкциями.

4

Ресурсный набор LEGO WEDO (9585). Комплект заданий: содержит 8
заданий. Эти материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно
с программным обеспечением WeDo. Все задания снабжены анимацией и
пошаговыми сборочными инструкциями.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие технического творчества и формирование научно технической профессиональной ориентации у детей 6-7 лет средствами
робототехники.
Задачи:
1. развивать познавательный интерес к робототехнике и азам предметов
информатика, физика.
2. формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого
опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и
освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO.
3. развивать

творческую

активность,

самостоятельность

в

принятии

оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания,
оперативной

памяти,

воображения,

мышления

(логического,

комбинаторного, творческого).
Программа разработана для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет).
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Общее количество занятий – 72
Форма обучения – очная, дневная
Количество занятий в неделю: 2 раза в неделю по 30 минут.
Максимальное количество детей – 16 человек (по две подгруппы, в подгруппе 8
человек)
1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
5

в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Характеристики особенности развития технического детского
творчества
Техническое детское творчество - это конструирование приборов,
моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического
детского творчества условно делят на 4 этапа:


постановка технической задачи



сбор и изучение нужной информации



поиск конкретного решения задачи



материальное осуществление творческого замысла

В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к
моделированию простейших механизмов.
Детское творчество и личность ребёнка
Детское творчество, как один из способов интеллектуального и
эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого
воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на
формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и
сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и
конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и
6

внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок
распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает,
систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких
факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды
развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы.
Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и
по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако,
жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой
элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека,
поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе
французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития
воображения:


Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.



Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.



Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения

к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и
развитием воображения у детей существует тесная связь.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих
на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные
нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка
(коммуникации,

самореализация,

социальная

оценка

его

деятельности,

темперамент и характер), воспитание и обучение.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
1.

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея

(самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то
нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на
процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети
способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел
7

претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше
становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает
и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
2.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные

инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от
ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами
творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
3.

Анализ творческой работы. Является логическим завершением

первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся
результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание
уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая
деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком
модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный
подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой
работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой,
между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является
обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем
возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления,
творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации программы
Конструирование - один из излюбленных видов детской деятельности.
Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в
играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и
упражнениях,

при

подготовке

к

обучению

грамоте,

ознакомлении

с

окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных
игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои
конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами,
8

инструкциями,

чертежами,

развивается

логическое

мышление,

коммуникативные навыки.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать
свою постройку при помощи LEGO – конструктора становится приоритетным.
Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети
конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким
образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
 ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и
самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo, общении,
познавательно-исследовательской и технической деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
 ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки
работы с различными источниками информации;
 ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в
строительной игре и конструировании;

запускает

программы на

компьютере для различных роботов;
 ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры,
знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo; видами
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными
понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
9

 ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач,
может

следовать

социальным

нормам поведения и правилам в

техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
 ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с
электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании
робототехнических моделей;
 ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
№
п/п

Название раздела,
темы

1

Количество занятий (часов)
Всего

Теория

Практика

Для чего нужны
человеку роботы?
(знакомство с
робототехникой)

4

2

2

2

Как научить робота
двигаться (основы
программирования)

4

2

2

3

Звери

8

8

4

Футбол

8

8

5

Приключения

8

8

6

Забавные механизмы

8

8

7

Аттракционы

8

8

8

Машины и
оборудование

16

16

9

Военная авиация

8

8

Итого

72

4

Формы
аттестации/
контроля

68
10

2.2. Перспективно-тематический план
Месяц

Перечень разделов,
тем

Решаемые задачи

Сентябрь

Для чего нужны
человеку роботы?
(знакомство с
робототехникой)

Основной предметной
областью является познания
в области естественно –
научных представлений о
роботах, их происхождении,
предназначении и видах,
правилах робототехники,
особенностях
конструирования. Дети
знакомятся с краткой
историей робототехники,
знаменитыми людьми в этой
области, различными видами
робототехнической
деятельности:
конструирование,
программирование.
Основной предметной
областью являются
естественно – научные
представления о приемах
сборки и программирования.
Этот раздел используется как
справочный материал при
работе с комплектом заданий.
Он изучается и на отдельных
занятиях, чтобы познакомить
детей с основами построения
механизмов и
программирования. Данный
модуль формирует
представления детей о
взаимосвязи
программирования и
механизмов движения: - что
происходит после запуска и
остановки цикла программы?
Как изменить значение
входных параметров
программы. Какие функции
выполняет блоки программы.

Как научить робота
двигаться (основы
программирования)

Всего
занятий
по
разделу
4

4

11

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Раздел «Звери»

Раздел «Футбол»

Раздел «Приключение»

Раздел «Забавные
механизмы»

Раздел «Аттракционы»

Технология, сборка и
программирование модели
«Голодный аллигатор»
Технология, сборка и
программирование модели
«Рычащий лев»
Технология, сборка и
программирование модели
«Порхающая птица»

3

Технология, сборка и
программирование модели
«Нападающий»
Технология, сборка и
программирование модели
«Вратарь»
Технология, сборка и
программирование модели
«Ликующие болельщики»
Технология, сборка и
программирование модели
«Спасение самолета»
Технология, сборка и
программирование модели
«Непотопляемый парусник»
Технология, сборка и
программирование модели
«Спасение от великана»
Технология, сборка и
программирование модели
«Умная вертушка»
Технология, сборка и
программирование модели
«Танцующие птицы»
Технология, сборка и
программирование модели
«Обезьянка-барабанщица»
Технология, сборка и
программирование модели
«Колесо обозрения»
Технология, сборка и
программирование модели
«Карусель»

2

2

3

3

3

2

3

3

3

2

3

4

4

12

Март

Раздел «Машины и
оборудование»
Апрель

Май

Раздел «Военная
авиация»

Технология, сборка и
программирование модели
«Разводной мост»
Технология, сборка и
программирование модели
«Линия финиша»
Технология, сборка и
программирование модели
«Башенный кран»
Технология, сборка и
программирование модели
«Вилочный погрузчик»
Технология, сборка и
программирование модели
«Самолёт»
Технология, сборка и
программирование модели
«Вертолёт»

4

4

4

4

4

4

Итого

72

2.3. Содержание курса, разделов
В

каждом

разделе

учащиеся

занимаются

технологией,

сборкой

и

программированием, а также упражняются во всех четырех предметных
областях. Однако каждый раздел имеет свою основную предметную область, на
которой фокусируется деятельность учащихся.
Для чего нужны человеку роботы?
(знакомство с робототехникой)
Основной предметной областью является познания в области естественно –
научных представлений о роботах, их происхождении, предназначении и видах,
правилах робототехники, особенностях конструирования. Дети знакомятся с
краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области,
различными

видами

робототехнической

деятельности:

конструирование,

программирование.
Как научить робота двигаться (основы программирования)
Основной предметной областью являются
представления о

естественно - научные

приемах сборки и программирования. Этот раздел
13

используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он
изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами
построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует
представления детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения:
- что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить
значение входных параметров программы. Какие функции выполняет блоки
программы.
Забавные механизмы
В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является
физика.
 На занятии «Танцующие птицы» учащиеся знакомятся с ременными
передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и
перекрёстными ременными передачами.
 На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров
зубчатых колёс на вращение волчка.
 Занятие

«Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению

принципа

действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами
движения. Учащиеся изменяют количество и положение кулачков,
используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки
барабанить по поверхности с разной скоростью
Звери
В разделе «Звери» основной предметной областью является технология,
понимание того, что система должна реагировать на свое окружение.
 На занятии «Голодный аллигатор» учащиеся программируют аллигатора,
чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней
«пищу».
 На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он
сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку.
 На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук
хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы
поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего
14

щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает
приближение земли
Футбол
Раздел Футбол сфокусирован на математике.
 На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает
бумажный мячик.
 На занятии «Вратарь» ученики подсчитывают количество голов, промахов
и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета.
 На занятии «Ликующие болельщики» ученики используют числа для
оценки

качественных

показателей,

чтобы

определить

наилучший

результат в трёх различных категориях.
Приключения
Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется
для драматургического эффекта.
 На занятии «Спасение самолёта» осваивают важнейшие вопросы любого
интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения
пилота – фигурки Макса.
 На занятии «Спасение от великана» ученики исполняют диалоги за Машу
и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из
леса.
 На занятии «Непотопляемый парусник» учащиеся последовательно
описывают приключения попавшего в шторм Макса.
Аттракционы
Раздел «Аттракционы» сфокусирован на познавательном развитии.
 На занятии «Колесо обозрения» модель вращается и останавливается для
посадки и высадки пассажиров. Модель использует мотор для вращения
прямозубого зубчатого колеса
 На занятии «Карусель» модель вращается с разной скоростью и в разных
направлениях. Модель использует мотор и ось для вращения прямозубого
зубчатого колеса
Машины и оборудование
15

 На занятии «Разводной мост» модель поднимается и опускается, чтобы
пропустить суда
 На занятии «Линия финиша» модель подаёт сигнал, когда гонщик
выигрывает гонку
 На занятии «Башенный кран» модель поднимает и опускает подъёмный
крюк
 На занятии «Вилочный погрузчик» модель поднимает и опускает
нагруженный поддон
Военная авиация
 На занятии «Самолёт» и «Вертолёт» работа модели зависит от мотора, а
также от вращения оси с использованием зубчатого колеса.
2.4. Формы промежуточной аттестации
Сборка и программирование моделей в форме соревнований на время (1 раз в
месяц).
3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной
программы
Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной
деятельности два раза в неделю с подготовительной группой. Отбор на кружок
«Весёлый робот» осуществляется с учетом возрастных особенностей детей
дошкольного возраста (дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет), а
также по желанию родителей воспитанников.
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психологопедагогические условия:
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми,

соответствующих

их

возрастным

и

индивидуальным
16

особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
 защита детей от всех форм физического и психического насилия;
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность
3.2. Форма организации обучения
Занятия с детьми с использованием конструктора
представляют

собой

4

этапа

обучения:

установление

LEGO

WeDO

взаимосвязей,

конструирование, рефлексия и развитие.
При установлении

взаимосвязей воспитанники как бы «накладывают»

новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои
познания.
Конструирование. Работа с продуктами LEGO WeDO базируется на
принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание
моделей на примере использования пошаговых инструкций, или создание и
программирование своих собственных моделей роботов.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, воспитанники
углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже
имеющимися у них знаниями и вновь приобретенным опытом. Таким образом,
17

дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее
конструкции; проводят оценку возможностей модели роботов, придумывают
сюжеты, задействуя в них свои модели.
Развитие.

Стимулирование

стремления

детей

к

занятиям

роботоконструирования и удовольствие, получаемое ребенком от успешно
выполненной им работы, естественным образом вдохновляют воспитанников на
дальнейшую творческую работу по созданию и программированию моделей с
более сложным поведением.
Основной формой организации детей на занятии является работа в парах.
Каждое занятие включает: беседу педагога с детьми по теме создаваемой
конструкции, самостоятельную деятельность детей, рефлексию, динамические
паузы.
Предусмотрены основные виды занятий: конструирование по образцу, по
усложению модели и др.
Ведущими методами и приемами являются: наглядные (модели, схемы,
иллюстрации

и

др.),

практические

(конструктивная

деятельность,

моделирование, программирование, игровые ситуации), словесные (проблемные
вопросы, художественное слово и др.).
3.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему
их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие
партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы
организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного
размещения,

перемещения

и

реализуется

в

видах

различных

коммуникативной,

общения

двигательной,

детей)

совместной

Содержание
деятельности:

программы
игровой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций легоконструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра
– как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного
мышления и

творческих способностей на основе воображения является

продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную
18

детскую

инициативу.

Основные

формы

и

методы

образовательной

деятельности:
 конструирование,

программирование,

творческие

исследования,

презентация своих моделей, соревнования между группами;
 словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
 наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
 практический (составление программ, сборка моделей);
 репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
 частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
 исследовательский метод;
 метод

стимулирования

и

мотивации

деятельности

(игровые

эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает
использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения,
эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения,
портфолио.
Алгоритм организации совместной деятельности
Обучение с LEGO Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: установление
взаимосвязей,

конструирование,

рефлексия

и

развитие.

Установление

взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети получают новые знания,
основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Каждая
образовательная ситуация реализуемая на занятии проектируется на задании
комплекта, к которому прилагается анимированная презентация с участием
фигурок героев – Маши и Макса. Использование анимации, позволяет
проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению
темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и
другие способы установления взаимосвязей.
Конструирование
Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают
вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе
практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В
19

каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные
пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для
усовершенствования

предложенных

моделей,

или

для

создания

и

программирования своих собственных.
Рефлексия и развитие
Обдумывая

и

осмысливая

проделанную

работу,

дети

углубляют

конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между
уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе
«Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает
изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки
возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают
сюжеты, разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них свои
модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки
достижений воспитанников.
3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
 Методические рекомендации
 Мастер-классы
 Консультации
 Выступления на родительских собраниях
 Дни открытых дверей
 Семинары-практикумы
 Фотовыставки
 Памятки, буклеты
 Тематические выставки
 Создание и презентации проектов
 Изготовление роботов из различных материалов
 Участие в конкурсах
3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Для реализации Программы «Весёлый робот» в ДОУ имеется следующие
материальные ресурсы:
20

1. Конструктор ПервоРобот LEGO WEDO 9580.
2. Набор ресурсный для LEGO WEDO 9580.
3. ПервоРобот LEGO WEDO ПО. Комплект интерактивных заданий. Книга для
учителя. Лицензия на класс.
4. Руководство методическое к конструктору «Набор ресурсный для WEDO».
5. Ноутбук (в комплекте) для программирования.
6. Проектор, экран для демонстрации проектов.
3.6. Организация режима работы
Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя, 12 - часовое пребывание
детей (время работы: с 07.00 до 19.00), выходные дни - суббота, воскресенье и
праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Общее количество занятий – 72. Периодичность проведения: 2 раза в неделю (с
сентября по май). Занятия проходят с подгруппой детей в количестве – 8 человек.
Продолжительность занятий – до 30 минут. Занятия кружка проходят во вторую
половину дня.
3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Проводить образовательную деятельность могут лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным
требованиям,

указанным

в

квалификационных

справочниках,

и

(или)

профессиональным стандартом.
3.8. Календарный учебный график
Срок реализации программы – 1 учебный год
с 2 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. - 36 рабочих недель
Первое полугодие - с 02.09.2024 г. по 30.12.2024 г.
Второе полугодие - с 09.01.2025 г. по 30.05.2025 г.
Образовательный процесс
Форма обучения - очная, дневная
Объем занятий в неделю - 2 занятия в неделю
Общее количество занятий - 72
Продолжительность занятий - подготовительная группа - 30 минут
21

Расписание занятий:
Дисциплина Кружок «Весёлый робот» (основы робототехники)
Возраст детей 6-7 лет
Вторник 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут)
Среда 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут)
Форма промежуточной аттестации: сборка и программирование моделей в
форме соревнований на время.
1.
2.
3.
4.

Список литературы:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник
проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука,
2010, 195 стр.
Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
Интернет-ресурсы.

22


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».