СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел ............................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3 1.2. Цели и задачи реализации программы ......................................................... 5 1.3. Принципы и подходы к формированию программы ................................... 5 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации программы ....................................... 8 1.5. Планируемые результаты освоения программы.......................................... 9 2. Содержательный раздел .............................................................................. 10 2.1. Учебно-тематический план ......................................................................... 10 2.2. Перспективно-тематический план.............................................................. 11 2.3. Содержание курса, разделов ....................................................................... 13 2.4. Формы промежуточной аттестации ........................................................... 16 3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы...................................................................... 16 3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы ................... 16 3.2. Форма организации обучения..................................................................... 17 3.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ....................... 18 3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ........................................................................... 20 3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ............................................................................... 20 3.6. Организация режима работы ...................................................................... 21 3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса .................................. 21 3.8. Календарный учебный график ................................................................... 21 Список литературы ......................................................................................... 22 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего- конструирование и образовательная робототехника. Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки – воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и робототехника даёт им возможность для экспериментирования и самовыражения. Робототехника развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Робототехника даёт возможность не только собрать игрушку, но играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO WEDO, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжетные игры. Занятия робото - конструированием, программированием, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Весёлый робот» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. 3 Актуальность программы заключается в следующем: Востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; Отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования; Необходимость ранней научно-технической профессиональной ориентации дошкольников. Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях. Раннее приобщение и взаимодействие детей с миром техники позволяет закладывать основы технического мышления. Создание условий для авторского воплощения замысла технического объекта в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы «Весёлый робот» необходимо следующее оборудование: программное обеспечение Перворобот LEGO WEDO (9580). Программное обеспечение конструктора WeDo предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения WeDo можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGOмоделей. ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект заданий: содержит 12 заданий. Эти материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно с программным обеспечением WeDo. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. 4 Ресурсный набор LEGO WEDO (9585). Комплект заданий: содержит 8 заданий. Эти материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно с программным обеспечением WeDo. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. 1.2. Цели и задачи реализации программы Цель: развитие технического творчества и формирование научно технической профессиональной ориентации у детей 6-7 лет средствами робототехники. Задачи: 1. развивать познавательный интерес к робототехнике и азам предметов информатика, физика. 2. формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO. 3. развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого). Программа разработана для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Срок реализации программы – 1 учебный год. Общее количество занятий – 72 Форма обучения – очная, дневная Количество занятий в неделю: 2 раза в неделю по 30 минут. Максимальное количество детей – 16 человек (по две подгруппы, в подгруппе 8 человек) 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Программа основывается на следующих принципах: 1) обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным 5 в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Характеристики особенности развития технического детского творчества Техническое детское творчество - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа: постановка технической задачи сбор и изучение нужной информации поиск конкретного решения задачи материальное осуществление творческого замысла В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов. Детское творчество и личность ребёнка Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка. Механизм творческого воображения Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и 6 внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое. Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения: Детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов. Юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел. Зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта. Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение. Этапы детского творчества В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа: 1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел 7 претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность. 2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка). 3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников. Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка. 1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации программы Конструирование - один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, 8 инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO – конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными. 1.5. Планируемые результаты освоения программы ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO WeDo, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; запускает программы на компьютере для различных роботов; ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO WeDo; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 9 ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками; ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; 2. Содержательный раздел 2.1. Учебно-тематический план № п/п Название раздела, темы 1 Количество занятий (часов) Всего Теория Практика Для чего нужны человеку роботы? (знакомство с робототехникой) 4 2 2 2 Как научить робота двигаться (основы программирования) 4 2 2 3 Звери 8 8 4 Футбол 8 8 5 Приключения 8 8 6 Забавные механизмы 8 8 7 Аттракционы 8 8 8 Машины и оборудование 16 16 9 Военная авиация 8 8 Итого 72 4 Формы аттестации/ контроля 68 10 2.2. Перспективно-тематический план Месяц Перечень разделов, тем Решаемые задачи Сентябрь Для чего нужны человеку роботы? (знакомство с робототехникой) Основной предметной областью является познания в области естественно – научных представлений о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. Дети знакомятся с краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области, различными видами робототехнической деятельности: конструирование, программирование. Основной предметной областью являются естественно – научные представления о приемах сборки и программирования. Этот раздел используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует представления детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения: - что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить значение входных параметров программы. Какие функции выполняет блоки программы. Как научить робота двигаться (основы программирования) Всего занятий по разделу 4 4 11 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Раздел «Звери» Раздел «Футбол» Раздел «Приключение» Раздел «Забавные механизмы» Раздел «Аттракционы» Технология, сборка и программирование модели «Голодный аллигатор» Технология, сборка и программирование модели «Рычащий лев» Технология, сборка и программирование модели «Порхающая птица» 3 Технология, сборка и программирование модели «Нападающий» Технология, сборка и программирование модели «Вратарь» Технология, сборка и программирование модели «Ликующие болельщики» Технология, сборка и программирование модели «Спасение самолета» Технология, сборка и программирование модели «Непотопляемый парусник» Технология, сборка и программирование модели «Спасение от великана» Технология, сборка и программирование модели «Умная вертушка» Технология, сборка и программирование модели «Танцующие птицы» Технология, сборка и программирование модели «Обезьянка-барабанщица» Технология, сборка и программирование модели «Колесо обозрения» Технология, сборка и программирование модели «Карусель» 2 2 3 3 3 2 3 3 3 2 3 4 4 12 Март Раздел «Машины и оборудование» Апрель Май Раздел «Военная авиация» Технология, сборка и программирование модели «Разводной мост» Технология, сборка и программирование модели «Линия финиша» Технология, сборка и программирование модели «Башенный кран» Технология, сборка и программирование модели «Вилочный погрузчик» Технология, сборка и программирование модели «Самолёт» Технология, сборка и программирование модели «Вертолёт» 4 4 4 4 4 4 Итого 72 2.3. Содержание курса, разделов В каждом разделе учащиеся занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются во всех четырех предметных областях. Однако каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся. Для чего нужны человеку роботы? (знакомство с робототехникой) Основной предметной областью является познания в области естественно – научных представлений о роботах, их происхождении, предназначении и видах, правилах робототехники, особенностях конструирования. Дети знакомятся с краткой историей робототехники, знаменитыми людьми в этой области, различными видами робототехнической деятельности: конструирование, программирование. Как научить робота двигаться (основы программирования) Основной предметной областью являются представления о естественно - научные приемах сборки и программирования. Этот раздел 13 используется как справочный материал при работе с комплектом заданий. Он изучается и на отдельных занятиях, чтобы познакомить детей с основами построения механизмов и программирования. Данный модуль формирует представления детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения: - что происходит после запуска и остановки цикла программы? Как изменить значение входных параметров программы. Какие функции выполняет блоки программы. Забавные механизмы В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика. На занятии «Танцующие птицы» учащиеся знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Учащиеся изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью Звери В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» учащиеся программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего 14 щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли Футбол Раздел Футбол сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» ученики подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» ученики используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях. Приключения Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта. На занятии «Спасение самолёта» осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» ученики исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» учащиеся последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса. Аттракционы Раздел «Аттракционы» сфокусирован на познавательном развитии. На занятии «Колесо обозрения» модель вращается и останавливается для посадки и высадки пассажиров. Модель использует мотор для вращения прямозубого зубчатого колеса На занятии «Карусель» модель вращается с разной скоростью и в разных направлениях. Модель использует мотор и ось для вращения прямозубого зубчатого колеса Машины и оборудование 15 На занятии «Разводной мост» модель поднимается и опускается, чтобы пропустить суда На занятии «Линия финиша» модель подаёт сигнал, когда гонщик выигрывает гонку На занятии «Башенный кран» модель поднимает и опускает подъёмный крюк На занятии «Вилочный погрузчик» модель поднимает и опускает нагруженный поддон Военная авиация На занятии «Самолёт» и «Вертолёт» работа модели зависит от мотора, а также от вращения оси с использованием зубчатого колеса. 2.4. Формы промежуточной аттестации Сборка и программирование моделей в форме соревнований на время (1 раз в месяц). 3. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности два раза в неделю с подготовительной группой. Отбор на кружок «Весёлый робот» осуществляется с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет), а также по желанию родителей воспитанников. 3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психологопедагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным 16 особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность 3.2. Форма организации обучения Занятия с детьми с использованием конструктора представляют собой 4 этапа обучения: установление LEGO WeDO взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие. При установлении взаимосвязей воспитанники как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. Конструирование. Работа с продуктами LEGO WeDO базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей на примере использования пошаговых инструкций, или создание и программирование своих собственных моделей роботов. Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, воспитанники углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретенным опытом. Таким образом, 17 дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции; проводят оценку возможностей модели роботов, придумывают сюжеты, задействуя в них свои модели. Развитие. Стимулирование стремления детей к занятиям роботоконструирования и удовольствие, получаемое ребенком от успешно выполненной им работы, естественным образом вдохновляют воспитанников на дальнейшую творческую работу по созданию и программированию моделей с более сложным поведением. Основной формой организации детей на занятии является работа в парах. Каждое занятие включает: беседу педагога с детьми по теме создаваемой конструкции, самостоятельную деятельность детей, рефлексию, динамические паузы. Предусмотрены основные виды занятий: конструирование по образцу, по усложению модели и др. Ведущими методами и приемами являются: наглядные (модели, схемы, иллюстрации и др.), практические (конструктивная деятельность, моделирование, программирование, игровые ситуации), словесные (проблемные вопросы, художественное слово и др.). 3.3. Способы и направления поддержки детской инициативы Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и реализуется в видах различных коммуникативной, общения двигательной, детей) совместной Содержание деятельности: программы игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, на основе моделирования образовательных ситуаций легоконструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым. Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную 18 детскую инициативу. Основные формы и методы образовательной деятельности: конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами; словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение); наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции); практический (составление программ, сборка моделей); репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации); частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); исследовательский метод; метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение. Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения, портфолио. Алгоритм организации совместной деятельности Обучение с LEGO Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие. Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети получают новые знания, основываясь на личный опыт, расширяя, и обогащая свои представления. Каждая образовательная ситуация реализуемая на занятии проектируется на задании комплекта, к которому прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование анимации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей. Конструирование Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В 19 каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных. Рефлексия и развитие Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников. 3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Методические рекомендации Мастер-классы Консультации Выступления на родительских собраниях Дни открытых дверей Семинары-практикумы Фотовыставки Памятки, буклеты Тематические выставки Создание и презентации проектов Изготовление роботов из различных материалов Участие в конкурсах 3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для реализации Программы «Весёлый робот» в ДОУ имеется следующие материальные ресурсы: 20 1. Конструктор ПервоРобот LEGO WEDO 9580. 2. Набор ресурсный для LEGO WEDO 9580. 3. ПервоРобот LEGO WEDO ПО. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. Лицензия на класс. 4. Руководство методическое к конструктору «Набор ресурсный для WEDO». 5. Ноутбук (в комплекте) для программирования. 6. Проектор, экран для демонстрации проектов. 3.6. Организация режима работы Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя, 12 - часовое пребывание детей (время работы: с 07.00 до 19.00), выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. Общее количество занятий – 72. Периодичность проведения: 2 раза в неделю (с сентября по май). Занятия проходят с подгруппой детей в количестве – 8 человек. Продолжительность занятий – до 30 минут. Занятия кружка проходят во вторую половину дня. 3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса Проводить образовательную деятельность могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом. 3.8. Календарный учебный график Срок реализации программы – 1 учебный год с 2 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. - 36 рабочих недель Первое полугодие - с 02.09.2024 г. по 30.12.2024 г. Второе полугодие - с 09.01.2025 г. по 30.05.2025 г. Образовательный процесс Форма обучения - очная, дневная Объем занятий в неделю - 2 занятия в неделю Общее количество занятий - 72 Продолжительность занятий - подготовительная группа - 30 минут 21 Расписание занятий: Дисциплина Кружок «Весёлый робот» (основы робототехники) Возраст детей 6-7 лет Вторник 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут) Среда 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут) Форма промежуточной аттестации: сборка и программирование моделей в форме соревнований на время. 1. 2. 3. 4. Список литературы: Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр. Программное обеспечение ROBOLAB 2.9. Интернет-ресурсы. 22