Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Са-фи-дансе

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи реализации программы ......................................................... 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы ................................... 5
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста, участвующих в реализации программы ....................................... 5
1.5. Планируемые результаты освоения программы .......................................... 7
2. Содержательный раздел ................................................................................ 7
2.1. Учебно-тематический план ........................................................................... 8
2.2. Перспективно-тематический план ................................................................ 9
2.3. Содержание курса, разделов ....................................................................... 18
2.4. Формы промежуточной аттестации ........................................................... 20
3. Организационно-педагогические условия реализации
образовательной программы...................................................................... 20
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы ................... 20
3.2. Форма организации обучения ..................................................................... 21
3.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ........................ 22
3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников ........................................................................... 22
3.5. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания................................................................................ 23
3.6. Организация режима работы ...................................................................... 24
3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса .................................. 24
3.8. Календарный учебный график.................................................................... 24
Список литературы.......................................................................................... 25

2

Трудно представить себе лучший метод
воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веком; он может быть
выражен в двух положениях: гимнастика
для тела и музыка для души…
Платон
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» по танцевальноигровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения – от трех до пяти лет.
В

дополнительной

образовательной

программе

«Са-фи-дансе»

представлены различные разделы, но основными являются танцевальноритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная
гимнастика.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для
воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции
различных видов художественной деятельности. По мнению Платона, «трудно
представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях:
гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке
надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко
внедряются в душу, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно
мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью
воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более
глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и
поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для
воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное,
естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты»,
к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых
3

образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой
жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так,
в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игра ритмика, игра
гимнастика и игра танец. Нетрадиционные виды упражнений представлены:
игра

пластикой,

пальчиковой

гимнастикой,

музыкально-подвижными

играми

креативной

включает:

гимнастики

и

игровым

самомассажем,

играми-путешествиями.
музыкально-творческие

Раздел
игры

и

специальные задания.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную
форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает
эмоциональный

фонд

занятий,

способствует

развитию

мышления,

воображения и творческих способностей ребенка.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
- содействие всестороннему развитию личности дошкольника, средствами
танцевально-игровой гимнастики.
Задачи программы:
1. Укрепление здоровья:
 способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного
аппарата;
 формировать правильную осанку;
 содействовать профилактике плоскостопия;
2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:
 развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, перцептивную
чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;
4

 содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти,
внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
 формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и танцев;
 развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развивать творческих и созидательных способностей воспитанников:
 развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную
активность, расширять кругозор;
 формировать навыки самостоятельного выражения движения под
музыку;
 воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и
творчества в движениях;
 развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества
1.3Принципы и подходы к формированию программы
 Наглядность-демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ,
имитация движений.
 Доступность-обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному.
 Систематичность-регулярность занятий с постепенным увеличением
количества упражнений, усложнением способов их выполнения.
 Индивидуальный подход-учёт особенностей восприятия каждого ребёнка.
 Увлечённость-каждый должен в полной мере участвовать в работе.
 Сознательность-понимание выполняемых действий, активность.
1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации программы
5

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения,
однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том,
как надо и не надо себя вести. В этом возрасте дети имеют представления об
элементарных правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для
здоровья человека; о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных
и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить.
Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание,
купание,

навыки

еды,

уборки

помещения

и

др.),

содействующие

поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о
режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные

алгоритмы

выполнения культурно-гигиенических процедур.
Дети 4-5 лет имеют представления о зависимости хорошего результата в
упражнении от правильного выполнения главных элементов техники: в беге активного толчка и выноса маховой ноги; в прыжках-энергичного толчка и
маха руками вперед-вверх; в метании -исходного положения, замаха; в
лазании-чередующегося шага при подъеме на гимнастическую стенку
одноименным способом
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Возрастные особенности детей 5-6 лет позволяют усложнить материал.
Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать
свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению,
фантазии, комбинации различных движений.
Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста
становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких
движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов
отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их,
передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере,
6

формировать способы комбинации различных танцевальных движений и
перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные
музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа,
предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных
движений.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
По итогам года обучения дети получают следующие знания, умения и
навыки:
 Умеют

ориентироваться

в

зале,

выполнять

простейшие

построения и перестроения.
 Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы
упражнений под музыку.
 Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и
передавать хлопками и притопами простейший ритмический
рисунок.
 Знают основные танцевальные позиции.
 Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные
образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).
После года обучения занимающиеся знают о назначении отдельных
упражнений танцевально-ритмической гимнастики.

2.Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематический план
для старшего дошкольного возраста
7

№ Название раздела, темы
п/п

Количество занятий (часов)
Всего

Теория

Практика

1

Игра-ритмика

8

5

10

2

Игра-гимнастика

8

5

5

3

Игра- танцы

8

5

10

4

8

3

10

5

Танцевально-ритмическая
гимнастика
Игра-пластика

8

3

5

6

Пальчиковая гимнастика

8

5

5

7

8

5

10

8

Музыкально-подвижные
игры
Игры путешествия

8

3

5

9

Креативная гимнастика

8

3

5

Итого

72

37

65

Формы
аттестации/
контроля

2.2. Перспективно-тематический план
для старшего дошкольного возраста
8

Недели
1-я
неделя
Занятие
№ 1.2

Сентябрь
Вводная часть
Основная часть
Строевые
Хореографические
упражнения:-упражнения
Построение в шеренгу и -Танцевальные позиции ног:
колонну.
первая, вторая, третья и рук
-Ходьба на носках
первая, вторая, третья.
(«кошечка») и с высоким Танцевальные шаги
подниманием бедра
-Шаг с носка на носок
(«цап- ля»)
Игра-ритмика
-Хлопки на каждый счёт
и через счёт

Заключительная часть
Упражнение
на
расслабление
мышц.
Дыхательные
и
на
укрепление осанки
- потряхивание кистями
рук и предплечьями .

2-я
неделя
занятие
№ 3.4

Строевые упражнения
-передвижение в обход,
шагом и бегом
-бег по кругу и по
ориентиром (змейкой)
Игра-ритмика
-удары ногой на каждый
счёт и через счёт

Общеразвивающие
упражнения без предметастойки на прямых и
согнутых ногах в сочетании с
другими движениями,
основные движения головой
«Лошадки машут головами».
Танцевальные шаги
-повторить приставной и
скрестный шаг в сторону
Ритмический танец
«Полька-хлопушка)

Упражнения на
расслабление мышц.
дыхательные и на
укрепление осанки
-расскачивание руками
из различных исходных
положений

3-я
неделя
Занятие
№ 5.6

Строевые упражнения
-передвижение в обход
шагом и бегом
-бег по кругу и по
ориентирам
-перестроения из одной
шеренги в несколько по
образному расчёту
Игра-ритмика
-шаги на каждый счёт и
через счёт

Общеразвивающие
упражнения
-повторить занятие 3,4
Хореографические
упражнения
- повторить занятие 1,2
Музыкально – подвижная
игра
«Космонавты»

Упражнения на
расслабление мышц.
дыхательные и на
укрепление осанки

4-я
неделя
занятие
№ 7,8

Строевые упражнения
-передвижение в обход
шагом и бегом
-повороты
переступанием по
распоряжению
Игра-ритмика
-повторить занятие 5,6

Общеразвивающие
упражнения
-повторить занятия 5,6
Танцевальные шаги
-повторить занятие 1,2
Танцевально –
ритмическая гимнастика
-«Часики»

Октябрь
9

1-я
Неделя
занятие
№ 9.10

Строевые упражнения:
- построение в колонну,
шеренгу
по команде (образнодвигательные
упражнения
«солдатики)
- приставные шаги в
сторону
- шаг с подскоком
Игра-ритмика
- хлопки в такт музыки

2-я
Неделя
Занятие
№ 11,12

Музыкально –
подвижная игра
«Нитка –
иголка»
Строевые упражнения:
- построение в круг и
передвижение по кругу в
различных направлениях
(вправо, влево, в круг, от
центра)
Игра-ритмика
- ходьба сидя на стуле
- хлопки в такт музыки

3-я
Неделя
занятие
№ 13,14

Строевые упражнения:
- построение в шеренгу,
в круг
- приставные шаги в
сторону
- шаг с подскоком
Сюжетное занятие
«Осенняя прогулка»
- Общеразвивающие
упражнения с осенними
листьями
- Танцевальная
композиция «Осенние
принцессы»
- Танцевальная
композиция «Дождя не
боимся»
-Музыкально –
подвижная игра
«Солнышко и дождик»

4-я
Неделя
занятие
№ 15,16

Построение врассыпную
Танцевальные шаги:
- шаг с носка, на носках
Общеразвивающие
упражнения без предмета:
--основные упражнения
прямыми и согнутыми
руками и ногами,
выполняемые под музыку
- основные движения
туловищем и головой
Музыкально – подвижная
игра
«Найди свое место»
Общеразвивающие
упражнения с мячами
Танцевальные шаги
- комбинации из
танцевальных шагов
Подвижная игра .

Упражнения на
расслабление мышц,
укрепление осанки,
дыхательные:
поднимание рук – на
вдохе, свободное
опускание - на выдохе

Танцевально –
ритмическая гимнастика
- упражнения с флажками
- «У оленя дом большой»
Подвижная игра «У
медведя во бору»

Имитационно –
образные упражнения
на осанку
- «столбик»
- «палочка»

Упражнения на
укрепление осанки, стоя
спиной к опоре.
Релаксация
«Спокойный сон»

10

- Игра «Подуй на
осенний листочек»
Ноябрь
1-я
Неделя
занятие
№ 17,18

2-я
Неделя
занятие
№ 19,20

3-я
Неделя
занятие
№ 21,22

4-я
Неделя
занятие
№ 23.24

Ритмический танец. «Если
весело живется …»
Акробатические
упражнения
Комбинация в образно –
игровых действиях
- группировка лёжа на спине
(«качалочка»)
- перекатом вперед сед на
ноги врозь («буратино»)
- лечь на спину, руки вверх
(«бревнышко») –
перекаты вправо, (влево)
Подвижная игра «Зайчики и
волк»
Музыкально –
Танцевальные шаги
- шаг с носка, на носках
подвижная игра
«Все по местам»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Воздушные шары»
Подвижная игра «Охотник
и обезьяны»
Музыкально-ритмическая
композиция «Звериный
разговор»
Музыкально –
Общеразвивающие
упражнения на стуле
подвижная игра по
Ритмический танец: «танец
ритмике
Под музыку марша все
с лентами»
маршируют в
Музыкально – подвижная
любом направлении, под игра «Найди свое место в
звуки польки
кругу»
все прыгают.
Побеждают те, кто не
ошибется в задании.
Строевые упражнения: Акробатические
- построение в колонну
упражнения
- перестроение в круг
Комбинация в образно –
игровых действиях
Игра-ритмика
Различие динамики
- группировка лежа на спине
звука «громко («качалочка»)
тихо»
- перекатом вперед сед на
На громкую музыку –
ноги врозь («буратино»)
увеличение круга
- лечь на спину, руки вверх
(«бревнышко») –
Музыкально –
подвижная игра по
ритмике Построение
врассыпную. Под
музыку марша все
маршируют в любом
направлении

Имитационно –
образные
упражнения в
расслаблении лёжа на
спине, полное
расслабление – поза
«спящего»

Пальчиковая гимнастика
Выполнение фигурок из
пальчиков
- круг
- очки
- домик

Имитационно –
образные
упражнения на дыхание
- «Насос»
- «Шарик красный
надуваем»
- «Плаваем»

Упражнения на
расслабление мышц
Потряхивания кистями
рук – «воробушки
полетели»

11

шагами назад от центра,
на тихую
музыку – уменьшение
круга шагами
вперед к центру.

перекаты вправо, (влево)
Музыкально – подвижная
игра «Эхо»

Декабрь
1-я
Неделя
занятие
№ 25,26

Креативная
гимнастика
Импровизация
движений под музыку
Музыкально –
подвижная игра «Эхо»

2-я
Неделя
занятие
№ 27,28

Строевые упражнения:
Построение в круг
Игра-ритмика
Поднимание и
опускание рук на 4
счета,
на 2 счета и на каждый
счет

3-я
Неделя
занятие
№ 29,30

Креативная
гимнастика «Создай
образ»
Игровые задания для
развития
пластической
выразительности при
создании образа

4-я
Неделя
занятие
№ 31,32

Подвижная игра «Перемена
мест»
Ритмический танец.
«Звёздочки»
Построение в круг. «Галоп
шестерками» на приставном
шаге.
Подвижная игра «Зайка
серенький…»
Танцевальные шаги
Композиция из танцевальных
шагов. Сочетание шагов с
носка и шагов с небольшим
подскоком
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Снежинки»
Ритмический танец: «Танец
сидя»
Подвижная игра «Кот и
мыши »
Общеразвивающие
упражнения с гантелями
Игра-пластика
Специальные упражнения
для развития силы мышц
Морские фигуры
- морская звезда
- морской конек
- краб
- дельфин
Ритмический танец. «Все
спортом занимаются»

Пальчиковая
гимнастика
Выполнение фигурок из
пальчиков
- бинокль
- лодочка
- цепочка
Креативная гимнастика
«Море волнуется»

Упражнения на
расслабление мышц,
дыхательные и на
укрепление осанки:
имитационно –
образные упражнения
«вороны»

Сюжетное занятие
«Путешествие в зимний
сказочный лес»
- Ходьба, бег, прыжки,
поскоки между
снежинками
12

-. Танцевальная
композиция со
снежинками
- Музыкально –
подвижная игра
- «Снежки»

Январь

1-я
Неделя
занятие
№ 33,34

2-я
Неделя
занятие
№ 35.36

3-я
Неделя
занятие
№ 37,38

Строевые упражнения:
Построение в шеренгу и
колонну по
распоряжению
Игра-ритмика
Различие динамики
звука

Игра-пластика
Специальные упражнения
для развития гибкости –
морские фигуры
- улитка
- морской лев
- медуза
Ритмический танец. «Ёлка»
Музыкально – подвижная
игра «Отгадай, чей голосок»
Строевые упражнения: Акробатика Комбинации
Перестроение из одной
акробатических упражнений
шеренги в
в
несколько до ориентира образно – двигательных
действиях:
Игра-ритмика
Бег по кругу и
- «Ванька – встанька»
ориентирам («змейкой») - «Мальвина – балерина»
- «солдатик»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Хоровод»
Музыкально – подвижная
игра «Мы веселые ребята»
Строевые упражнения: Хореографические
Построение врассыпную упражнения
- танцевальные позиции рук
Игра-ритмика
Выполнение
- полу-приседы
общеразвивающих
- подъемы на носки
упражнений под музыку, Ритмический танец. «Мы
с акцентом на
пойдем сначала вправо»
сильную долю такта –
Танцевально –
основного
ритмическая гимнастика
движения наклона,
«Воздушная кукуруза»
приседа, маха и т.д.)
Музыкально – подвижная
игра
«Два мороза»

Дыхательные
упражнения
- «Насос»
- «Волны шипят»
- «Ныряние»
- «Подуем»

Акробатика
Комбинации
акробатических
упражнений в образно –
двигательных
действиях:
- «ласточка»
- «березка»

Релаксация «На облаке»

13

4-я
Неделя
занятие
№ 39.40

Сюжетное занятие «В
мире сказок и
приключений»
-. Сказочный лес:
- переход через речку
- по болоту
- в пещере
- переплывите через
озеро
Ритмический танец
«Бабка- Ёжка»
Музыкально –
подвижная игра
«Колдун»
Февраль

1-я
Неделя
занятие
№ 41,42

Акцентированная ходьба
с махом
руками, сгибание
пальцев рук в кулак и
разгибание
Креативная
гимнастика.
Творческая игра «Кто
я?»

2-я
Неделя
занятие
№ 43,44

Строевые упражнения:
«Солдатики»
Игра-ритмика
Выполнение
общеразвивающих
упражнений под музыку
с притопом под
сильную долю такта
Сюжетное занятие
«Аты – баты мы
солдаты!»
- Упражнения с
флажками
«Сигнальщики»
- Ритмический танец
«Салютики»

3-я
Неделя
занятие
№ 45,46

4-я
Неделя
занятие
№ 47,48

Строевые упражнения:
- передвижение по кругу
шагом и
бегом
- бег по кругу и по
ориентирам

Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Я танцую»
Ритмический танец.
«Каравай»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Кузнечики»
Музыкально – подвижная
игра «Совушка»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«С платочками»
Ритмический танец.
«Цветные ленточки»
Музыкально – подвижная
игра «Ленточки – хвосты»

Игра-пластика.
Специальные
упражнения на развитие
силы мышц
- «змея»
- «ежик»

Танцевальные шаги.
Сочетание приставных и
накрест
шагов в сторону

Креативная гимнастика
Специальные игровые
задания «Магазин
игрушек»

Пальчиковая
гимнастика
«Дружат наши
пальчики»

14

Игра-ритмика
Удары ногой на каждый
счет и через счет

Общеразвивающие
упражнения с мягкими
игрушками
Ритмический танец.
«Веселые игрушки»
Музыкально – подвижная
игра «Кубики»

Март
Строевые упражнения:
- построение в шеренгу
- повороты
переступанием, по
распоряжению в образно
–
двигательных действиях
«Лыжники»
Хореографические
упражнения
- поклон для мальчиков
- реверанс для девочек
Сюжетное занятие
«Мамин день»
1. Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Букет для мамы»
- Ритмический танец
«Сюрприз»

Игра-пластика
- «велосипед»
- «морская звезда»
- «орешек»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Часики»
Ритмический танец. Полька
«Добрый жук»

Игра-пластика
Упражнения для
развития гибкости
- «волшебник»
- «змея»
- «котенок»
- «по-турецки»

3-я
Неделя
занятие
№ 53,54

Игра «Поезд»
Игра-ритмика.
На воспроизведение
динамики звука.
Увеличение круга –
усиление звука,
уменьшение круга –
уменьшение звука.

Общеразвивающие
упражнения с обручами.
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Воробьиная зарядка»
Ритмический танец
«Зарядка»
Музыкально – подвижная
игра «Аквариум»

Игра-пластика.
Круговые движения
кистями и пальцами рук
- «оса»
- «вертолет»

4-я
Неделя
занятие
№ 55,56

Строевые упражнения:
Построение врассыпную
Общеразвивающие
упражнения без

Акробатические
упражнения.
- группировка в положении
сидя, лежа

Упражнения на
расслабление мышц,
дыхательные и на
укрепление осанки

1-я
Неделя
занятие
№ 49,50

2-я
Неделя
занятие
№ 51,52

15

предмета. Сочетание
упоров с движениями
ногами (упор присев,
упор сидя. упор стоя на
коленях. упор лежа)

- перекаты вперед, назад
- перекаты вправо, влево
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Аэробика»
Ритмический танец «Если
весело живётся….»
Музыкально – подвижная
игра «Пятнашки» (с
домиками)

Контрастные движения
руками на напряжение и
расслабление

Апрель
1-я
Неделя
занятие
№ 57,58

Музыкальноподвижная игра на
закрепление навыка
построения в
колонну, шеренгу, круг.

2-я
Неделя
занятие
№ 59,60

Музыкально –
подвижная игра
«Замри-отомри»
Игра-ритмика
- ходьба на каждый счет
и через
счет с хлопками
- построение по
ориентирам

3-я
Неделя
занятие
№ 61,62

Танцевальные шаги:
- шаг галопа вперед и в
сторону
Музыкально –
подвижная игра
«К своим флажкам»

4-я
Неделя
занятие
№ 63,64

Строевые упражнения:
- перестроение в две
колонны
- в два круга

Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Аэробика»
Танцевальные шаги
- прыжки с ноги на ногу,
другую сгибая назад
Ритмический танец.
«Шуточный рок-н-ролл»
Музыкально – подвижная
игра «Горелки»
Танцевальные шаги
- Переменный и русский
хороводный
шаги
Общеразвивающие
упражнения с гантелями
Ритмический танец «БабкаЁжка»
Музыкально – подвижная
игра «Усни-трава»
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«С платочком»
Ритмический танец
«Кремена»
Подвижная игра «День –
ночь»
Акробатические
упражнения. Вертикальное
равновесие

Игропластика.
Упражнения для
развитие мышечной
силы в заданиях.

Креативная гимнастика.
Специальные игразадания
«Художественная
галерея

Упражнения на
расслабление мышц
- «медузы»
- «звездочка»

Игра-пластика.
Специальные
упражнения
16

на одной ноге с различными
движениями рук
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Приходи сказка»
Ритмический танец
«Русский хоровод»
Музыкально – подвижная
игра «Ручейки и озера»

на развитие мышечной
силы
- «укрепи животик»
- «укрепи спинку»

Май
1-я
Неделя
занятие
№ 65,66

2-я
Неделя
занятие
№ 67,68

3-я
Неделя
занятие
№ 69.70

Сюжетное занятие
«День Победы»
- Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Сигнальщики»
- Игры-эстафеты
4. Танцевально –
ритмическая
гимнастика «Синий
платочек»
Строевые упражнения:
Игра-ритмика.
Выполнение ходьбы с
увеличением темпа,
переход на бег и обратно

Акробатические
упражнения
- «ежик»
- «кузнечик»
- «колобок»
- «ласточка»
Общеразвивающие
упражнения с
гимнастическими палками
Ритмический танец:
«Полька»
Музыкально – подвижная
игра «Веселый бубен»

Креативная гимнастика
«Ай, да я!»
Музыкально-подвижная
игра на определение
характера музыкального
произведения

Сюжетное занятие «В
мире музыки и танца»
- Ритмический танец
«Веселая разминка»
- Танцевально –
ритмическая
17

4-я
Неделя
занятие
№71,72

композиция
«Олимпиада»
- Ритмический танец
«Дружба»
- Музыкально –
подвижная игра
«Затейники»
- Креативная
гимнастика «Делай как
я, делай лучше меня»
Креативная
гимнастика.
Специальные задания
«Танцевальный
вечер»

Танцевальные шаги.
Комбинации на изученных
танцевальных шагах
Танцевально –
ритмическая гимнастика
«Зарядка»
Музыкально – подвижная
игра «Музыкальные змейки»

Игра-пластика
Упражнения для
развития гибкости
- «бабочка»
- «звездочка»
- «рыбка»
- «лягушка»

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ
ГИМНАСТИКЕ
В большинстве своем каждое занятие проводится в два этапа, например: 1—2;
3—4; 5—6 и т.д. (см. поурочное планирование учебного материала в учебнометодическом пособии «СА – ФИ - ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной).
Однако педагог планирует занятие по своему усмотрению, в зависимости от
подготовленности группы или условий работы. Учебный материал можно
распределить на два урока или в последующем повторить уже знакомые
упражнения, или даже что-то убрать из программы на будущий год обучения.
Основа учебной программы - в ее вариативности, единстве обучения,
воспитания и решения оздоровительных задач.
2.3 Содержание курса, разделов

Раздел «Игра-ритмика» является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво
и

координационно

правильно

выполнять

движения

под

музыку

соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные

18

упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и
игры.
Раздел «Игра-гимнастика» служит основой для освоения ребенком
различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование
умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят
строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные,
упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игра-танцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот
раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений,
ритмические танцы.
В разделе «Танцевально – ритмическая гимнастика» представлены
образно–танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую
направленность,
упражнения,

сюжетный

входящие

в

характер
такую

и

завершенность.

композицию,оказывая

Физические
определенное

воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи.
Раздел «Игра-пластика» основывается на нетрадиционной методике
развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются
элементы древних гимнастических движений, выполняемые в игровой
сюжетной форме.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит для развития ручной умелости,
мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают
положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают
фантазию.
Раздел

«Музыкально–подвижные

игры»

содержит

упражнения,

применяемые практически на всех занятиях. Здесь используются приемы
имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования
– все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении
занятий по танцевально – игровой гимнастике.
19

Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все
видыподвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов.
Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков,
приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем
мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.
Раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную
работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных
заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой
инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности
для развития созидательных способностей детей, их познавательной
активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
2.4 Формы промежуточной аттестации
В процессе реализации программы используются: индивидуальная работа,
парная, групповая, игровых методов работы, метода беседы и др. Открытое
занятие (1 раз в год)
3.Организационно педагогические условия реализации образовательной
программы
3.1 Психолого-педагогические условия реализации программы
 уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их

положительной

самооценки,

уверенности

в

собственных

возможностях и способностях;
 использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми,

соответствующих

их

возрастным

и

индивидуальным

особенностям детей, способствуют амплификации их развития;
 построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
20

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных
видах деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей;
 возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
3.2. Форма организации обучения
Основными формами обучения являются:
 непосредственно образовательная деятельность
 свободное занятие и занятие с группой детей.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся в форме кружка с
использованием записей СD для постановки отдельных танцев.
Этюды на ритм проводятся в тишине. Занятия проходят в живой,
непринуждённой атмосфере, на них широко используются подвижные игры,
танец, гимнастика, пантомима, элементы аэробики, свободная пластика,
импровизация.
Для реализации данной программы в ДОУ созданы необходимые условия:
физкультурный

зал,

оснащённый

физкультурным

и

нестандартным

оборудованием, тренажёрами (беговая дорожка, и т.д.).
Для проведения занятий зал оборудован и оснащён стандартным и
нестандартным оборудованием (шипованные дорожки, массажные мячи,
доски и дорожки для профилактики плоскостопия, массажеры для ног и т. д.).
Для

проведения

общеразвивающих

упражнений

оснащен

флажками,

ленточками, платочками, мячиками, гимнастическими палками, скакалками,
снежинками, листиками, цветочками, колечками, гантелями, массажерами,
Имеется аудиотека.
3.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
1. Выступления на утренниках
2. Участие в конкурсах.
21

3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Семья является институтом первичной социализации и образования,
который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном
возрасте. Педагоги, реализующие программы дополнительного образования, в
своей работе учитывают такие факторы, как условия жизни в семье, состав
семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и
достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и
развития их детей.
С целью построения эффективного сотрудничества семьи и ДОУ
педагогами были созданы следующие условия:
1.Социально-правовые: построение всей работы основывается на
федеральных,
документах,

региональных,
а

также

Устав

муниципальных
ДОУ,

договор

нормативно-правовых
об

оказании

платных

образовательных услуг, регламентирующих и определяющих права и
обязанности Заказчика и Исполнителя.
2.Информационно-коммуникативные:

предоставление

родителям

(законным представителям) возможности быть в курсе реализуемых
дополнительных образовательных программ, достижений и проблем в
развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
3.Потребностно-стимулирующие:

взаимодействие

семьи

и

ДОУ

строится на результатах изучения семьи.
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие
принципы:
- единый подход к процессу воспитания и обучения ребёнка;
-открытость ДОУ для родителей (законных представителей); - взаимное
доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных 18
представителей);
-уважение и доброжелательность друг к другу; - дифференцированный
подход к каждой семье.
22

Система взаимодействия с родителями (законными представителями): 1.
Ознакомление родителей с результатами работы по Программе ДОУ на общих
родительских собраниях, мероприятиях, проводимых внутри ДОУ;
2. Ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ по Программе;
3. Участие в культурно-массовых мероприятиях ДОУ.
3.5 Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Автор
Методическое пособие
Фирилева Ж.Е.Сайкина Е.Г
«Са-Фи-Дансе»
Н.Н. Ефименко

И.М. Воротилкина
Быкова А.И. и Осокина Т.И
А.Н. Стрельникова
Г.И.Семенова Н.Я.Городничева
Э.Я.Степаненкова
В.С. Кузнецов

«Театр физического развития и
оздоровления
детей дошкольного и младшего
школьного
возраста»
«Физкультурно –оздоровительная
работа в дошкольном
образовательном учреждении»
«Развитие движений у детей в
детском саду»
«Дыхательная гимнастика»
«Развитие физических качеств»
«Теория и методика физического
воспитания и развития ребенка»
«Физические упражнения и
подвижные игры»

3.6. Организация режима работы
Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя, 12 - часовое пребывание
детей (время работы: с 07.00 до 19.00), выходные дни - суббота, воскресенье и
праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
Общее количество занятий – 64. Периодичность проведения: 2 раза в неделю
(с октября по май). Занятия проходят с подгруппой детей в количестве – до 15
23

человек. Продолжительность занятий – до 25 минут. Занятия кружка проходят
во вторую половину дня.
3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Высокий уровень реализации дополнительной программы обеспечивает
педагог МАДОУ №4 «Журавушка»
Общие сведения о кадровом потенциале представлены в таблице:
ФИО
преподавателя
Павельева
Лиля
Викторовна,
воспитатель

Наименование платной
Образование
образовательной
услуги
(направленность)
«Са-Фи-Дансе»
Среднее-профессиональное
(танцевально-игровая
Томский областной
гимнастика)
колледж культуры и
искусства, преподавательорганизатор
хореографического
творчества, руководитель
хореографического
коллектива

Квалифика
ционная
категория
первая

ТГПУ по программе
профессиональной
переподготовки
«Дошкольное образование»

3.8. Календарный учебный график
Срок реализации программы – 1 учебный год
с 2 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. - 36 рабочих недель
Первое полугодие - с 02.09.2024 г. по 30.12.2024 г.
Второе полугодие - с 09.01.2025 г. по 30.05.2025 г.
Образовательный процесс
Форма обучения - очная, дневная
Объем занятий в неделю - 2 занятия в неделю
Общее количество занятий - 72
Продолжительность занятий – до 25 минут
24

Расписание занятий:
Кружок «Са-Фи-Дансе»
Возраст детей 5-6 лет
Вторник 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут)
Пятница 15.35-16.05/16.15-16.45 (перерыв между занятиями 10 минут)
Форма промежуточной аттестации: открытое занятие для родителей.

3.9.Список используемой литературы:
1. Фирилева Ж.Е.Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ»
2. Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста»
3. А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
4. С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика»
5. В.С. Кузнецов «Физические упражнения и подвижные игры»

25

26


Наверх

На сайте используются файлы cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».