1 Содержание Раздел №1. Информационная справка………………………………………………………...3 Раздел №2. Аналитическая справка о результативности реализации Программы развития ДОУ за 2014-2018 гг.……………………………………13 Раздел №3. Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса………….....15 Раздел №4. Концепция развития ДОУ: структура ДОУ……………………………………31 Раздел №5. План действия педагогического коллектива…………………………………..43 2 Раздел №1. Информационная справка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» г. Асино Томской области функционирует с 1988 года. Учредитель Название организации Администрация Асиновского района Адрес ул. им. Ленина, 40 № телефона (838241) 2-36-87 Лицензия Вид образовательной деятельности Образовательная деятельность по реализации программ дошкольного образования Режим работы Контактные телефоны E-mail Сайт Юридический адрес образовательного учреждения № лицензии № 500 от 22.12.2011 Срок действия лицензии Бессрочно МБДОУ работает по пятидневной рабочей неделе с 12 – часовым пребыванием детей (с 7.00 до 19.00) (838241) 2-56-21 vip.sad4@mail.ru http://as-guravushka.dou.tomsk.ru 636840 Томская область, г. Асино ул.им.Крупской, 24 МБДОУ – отдельно стоящее типовое двухэтажное кирпичное здание, расположенное внутри жилого комплекса микрорайона ДРСУ. Ближайшее окружение: ДРСУ, АРБ. Территория ДОУ озеленена: имеется огород, 3 цветники, игровые площадки, спортивная площадка, площадка по ПДД, экологическая тропа. Учреждение постоянно работает над укреплением материальной технической базы. В каждой группе ДОУ полностью обновлена мебель, игровое оборудование, методическая литература. Также, для каждой группы приобретен ноутбук, интерактивная доска. Для реализации инновационной деятельности ДОУ закуплено оборудование для экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: цифровая лаборатория PASCO, «Наураша в стране Наурандии». ДОУ имеет шесть групповых помещений, шесть спален, шесть приёмных, музыкальный зал, кабинет заведующей, методический кабинет, медицинский кабинет, кабинет бухгалтерии, кухня, ряд служебных помещений. В ДОУ функционирует шесть групп для детей от 2 до 7 лет: Первая младшая группа (с 2 до 3 лет) Вторая младшая группа (с 3 до 4 лет) Средняя группа (с 4 до 5 лет) Старшая группа (с 5 до 6 лет) Подготовительная группа (с 6 до 7 лет) Списочный состав воспитанников за 2018 год – 186 детей. Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЭ, принят государственной думой 21.12.2013 г; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта «Дошкольного образования»; Учебным планом МБДОУ: д/с №4 «Журавушка» утвержденный приказом заведующего от 31.08.2017 г.; 4 СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13»); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования - утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г., № 1014; Уставом МБДОУ: д/с №4 «Журавушка»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации» от 24.07.1998 г; Конвенцией ООН о правах ребёнка. Образовательный регламентируется процесс в перспективными образовательном и тематическими учреждении планами, разрабатываемыми образовательным учреждением с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Образовательная программа осваивается в дошкольном учреждении через следующие формы: непрерывную образовательную деятельность педагога с детьми; образовательную деятельность в процессе организации разных видов детской деятельности педагога с детьми; Организацию предметно-пространственной развивающей среды; взаимодействие с родителями и социумом; организацию самостоятельной деятельности детей в свободное время. Содержание образовательной деятельности, подготовка обучающихся обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; 5 речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие. Приоритетным направлением дошкольного образования является создание условий для обеспечения равных стартовых возможностей детей для полноценной подготовки дошкольников к обучению в начальной школе. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы компетентности (социальной зрелости) ребёнка, определяются траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. МБДОУ: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» осуществляет учебно-воспитательную деятельность детей по основным общеобразовательным программам: «От рождения до школы», соответствует ФГОС/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. – 352 с. «Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» г. Асино Томской области / авторский коллектив Яковенко Н.В. – заведующая ДОУ, Недбайлова А.В. – старший воспитатель, Наседкина Н.В. – воспитатель, Московец Н.А. – учитель-логопед, Фрольченко А.И. – воспитатель, Бежинарь Л.Ю. – воспитатель, 2016. – 51 с. (Данная программа имеет рецензию от кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования института психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета) «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа обучения и воспитания детей с ФФН» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной 6 Рабочая программы для детей с нарушением речи, разработаная в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе образовательной программы детского сада, программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи». Данная рабочая программа имеет рецензию областного уровня (рецензент Ящук Алла Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования института государственного психологии педагогического и педагогики университета, Томского факультет дошкольного и начального образования). Авторы программы: Волкова О.В., Московец Н.А. – учителя-логопеды. Программы направлены на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также на подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка. С целью предупреждения утомления у детей в МБДОУ продуман щадящий режим дня, который включает перенос части НОД в совместную деятельность ребенка и воспитателя, использование в работе современных форм организации зрительной детей, гимнастики в включение физкультминуток, воспитательно-образовательный разминок, процесс, повышение двигательной активности детей. В детском саду реализуются современные образовательные технологии: игровые; 7 здоровьесберегающие; развивающие; проектные; экспериментирование; коммуникативные; ИКТ; элементы моделирования и макетирования. Образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня. Продолжительность образовательной деятельности, ее максимально допустимый объем соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. В середине непрерывной физкультурная минутка. образовательной Перерывы деятельности между периодами проводится непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей образовательная деятельность сочетается с занятиями по физическому развитию и музыкальной деятельности. Педагоги создают благоприятные условия для развития способностей детей с учетом возрастных, индивидуальных способностей и потребностей обучающихся (воспитанников). При построении образовательного процесса педагоги основываются на адекватных возрасту формах работы с детьми: игры, чтение, создание педагогических ситуаций, наблюдения, проектная деятельность, инсценирование и драматизация, рассматривание и обсуждение, слушание, экспериментально-исследовательская деятельность, прогулки и т.п. Образовательная деятельность с детьми проводится в игровой форме, для создания положительной мотивации используются сюрпризные моменты, упражнения для развития личностной и интеллектуальной сферы детей. Администрацией и специалистами Учреждения осуществляется психологопедагогическая поддержка участников образовательного процесса, 8 проводятся индивидуальные консультации с педагогами, оказывается помощь в вопросах воспитания и развития детей. Инновационное направление ДОУ с 2016 года «Познание окружающего мира дошкольниками методом экспериментирования с использованием цифровой лаборатории» (программа инновационной деятельности утверждена на инновационно-экспертном совете ТОИПКРО, протокол №4 от 21.11.2016) Цель: пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям, с использованием цифровой лаборатории. Задачи: Развивать интерес ребенка к познанию окружающего мира через работу цифровой лаборатории; Воспитывать навыки экспериментирования через познание окружающих предметов; Прививать интерес ребенка к окружающему миру через экспериментальную деятельность; Расширить и углубить знания о природных объектах и явлениях через предметно-развивающую среду – экспериментирование; Обучать детей сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы, высказывать свои суждения. С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педагогические советы, семинары, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы. Важным направлением методической работы являются: Оказание методической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми; Реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее постоянного самовыражения личности педагога; Совершенствование педагогического мастерства; Обобщение, распространение и внедрение передового опыта работы в ДОУ. 9 Работа методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию от учебнодисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми. Коллектив дошкольного учреждения принимает активное участие во всех мероприятиях районного, областного, всероссийского уровня: методические объединения, семинары-практикумы. Ежегодно дети нашего детского сада учувствуют в районном фестивале детского творчества «Малыши ветеранам», «Закружила вьюга», «Пластилиновая ворона», «Я живу на красивой планете» и т.д. Педагоги также принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства «Формула успеха», «Мастер педагогического труда», «Грани профессионального мастерства». Коллектив Доу достаточно молодой, но все имеют педагогическое образование. По итогам аттестации из 19 педагогов: 2 – имеют высшую квалификационную категорию, 10 – имеют первую квалификационную категорию, еще 2 готовятся на первую квалификационную категорию, 4 готовятся на высшую квалификационную категорию. По образованию – из 19 педагогов: 12 – имеют высшее образование (63%). По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей школы №4, выпускники нашего детского сада успешно осваивают программу. Уровень их подготовки соответствует требованиям. Готовность ДОУ к новому учебному году ежегодно проверяют представители Управления образования администрации Асиновского района, в результате чего коллектив награжден почетной грамотой за 2 место в конкурсе по благоустройству территории. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьями. Социологическое обследование показало, что все семьи делятся по составу: 10 Критерии Доля % семей от общего количества детей в ДОУ Общее количество детей – 186 из них: 97 (52%) 89(48%) Социальный статус семей 155 (83%) 29 (16%) 1 (0,5%) 1 (0,5%) 71(40%) 161 (89%) 9 (5%) 25 (14%) Количество мальчиков Количество девочек Полные семьи неполные Проблемные семьи Семьи с опекуном Служащие Рабочие Предприниматели Неработающие Анализ показывает, что 90% родителей трудоустроены. В работе с родителями стараемся использовать как традиционные, так и не традиционные формы работы, организуем конкурсы-выставки семейного творчества, привлекаем к участию в проектах, акциях, тренингах, и других мероприятиях. По результатам анкетирования родители дали следующую оценку работе учреждения: Высокая – 89% Хорошая – 11% Неудовлетворительной оценки нет. С целью выполнения Инструкций по охране труда сотрудников проводятся следующие мероприятия: выдаётся спецодежда, моющие средства; регулярно проводятся проверки рабочих мест; всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции по охране жизни и здоровья, технике безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила. Администрация и профсоюзный комитет ДОУ контролирует выполнение персоналом должностных инструкций. В ходе образовательного педагогическая педагогических система с технологий. процесса ДОУ использованием Организация реализуется современных педагогического гуманная методов и процесса 11 отличается гибкостью, личностно-ориентированной моделью общения. Содержание образовательной работы соответствует социальному заказу общества и семьи. Концепцией развития учреждения является реализация следующих задач: Охрана жизни и укрепление здоровья детей; Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; Приобщение детей к общечеловеческим ценностям; Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Дополнительные образовательные услуги определяются возможностями, интересами, потребностями детей и запросами родителей и могут осуществляться в рамках кружковой работы по всем направлениям развития дошкольника. В детском саду сложились традиции, которые сплачивают и объединяют участников образовательного процесса: коллективное творчество воспитанников и педагогов в оформлении детского сада; совместное проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами ДОУ; формирование дружелюбных взаимоотношений в коллективе и создание положительного микроклимата в ДОУ; единство с родителями, взаимопонимание между ними и сотрудниками дошкольного учреждения: бережное отношение к окружающей природе и забота об озеленении детского сада. 12 Раздел №2. Аналитическая справка о результативности реализации программы развития ДОУ за 2014-2018 гг. Предпосылками к созданию программы развития дошкольного образовательного учреждения на период 2014-2018 гг. послужили изменения в образовательной политике государства – вступление в силу Закона об образовании и утверждение Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Осуществляя целевые установки, обозначенные в этих документах, коллектив МБДОУ №4 «Журавушка» за 2014-2018 гг.: Изучили проект ФГОС ДО и определили специфику его введения, задаваемой условиями функционирования ОУ Развили новые формы дошкольного образования на основе предоставления услуг дошкольного образования различным категориям воспитанников, в целях обеспечения поддержки развития детей с ОВЗ, проявляющих способности (одаренность) Подготовили специалистов ДОУ к переходу на ФГОС ДО на основе вариативной модели повышения квалификации. Развили социокультурные связи ДОУ с партнерами с учетом региональных и муниципальных территориальных особенностей, обеспечение межведомственных связей в целях решения задач стандартизации дошкольного образования Обеспечили развитие материальной базы ОУ как среды творческого развития детей и педагогов, содействие оснащению ОУ современным оборудованием в контексте федеральных ориентиров (ЭОР, мультимедиа среда ОУ, новые пособия для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста) Обеспечили преемственность ФГОС ДО и НОО 13 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №4 «Журавушка» соответствует постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и образовательно-оздоровительный взаимодействует потенциал с социума, ней, используя привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения. Дошкольные образовательные услуги очень востребованы. 14 Раздел №3. Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса Согласно действующему Уставу определяющий ведущую деятельность «обеспечение физического, МБДОУ, социальный заказ, учреждения, сформирован как интеллектуального, художественно – эстетического развития воспитанников; развитие познавательных интересов и способностей, формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни». Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют новые требования к взаимоотношениям между образовательной организацией, обществом и социумом. Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик, свои особенные подходы к ребенку и родителям с учетом особенностей состава, типологии семей и общей социокультурной ситуацией в стране. Для успешной реализации задач по обеспечению образовательными услугами воспитанников МБДОУ деятельность осуществляется по следующим направлениям: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; 15 формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально – коммуникативное направление включает совместную деятельность детей со взрослыми и сверстниками, игровую и трудовую деятельность, общение, патриотическое, гражданское, гендерное воспитание. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное направление включает непосредственно образовательную деятельность, экспериментальную и исследовательскую, игровую, проектную деятельность, экскурсии. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, в том числе с учетом национальнорегионального компонента; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 16 развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно – эстетическое направление включает непосредственно образовательную деятельность, организованную творческую деятельность, театрализованную деятельность, праздники, развлечения, конкурсы, выставки. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, 17 не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физкультурно-оздоровительное направление включает мониторинг состояния здоровья детей, организацию оптимального режима, организацию непосредственно образовательной деятельности 3 раза в неделю, обеспечение рационального питания, формирование привычки к здоровому образу жизни, организацию рациональной двигательной активности в течение дня, закаливание, создание безопасной предметной среды для физического развития, сотрудничество с родителями. Для реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ созданы условия, обеспечивающие физическое, познавательное и речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и коррекционное развитие детей (деятельность организацию педагога-психолога, личностно-ориентированной учителя-логопеда) системы через образования, обогащенной развивающей среды и условий для разнообразной детской деятельности. В детском саду реализуются принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Образовательный процесс подразделяется на: 18 образовательную организации деятельность, различных коммуникативной, видов трудовой, осуществляемую детской в процессе деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Взаимодействие с семьями воспитанников Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Для достижения поставленной задачи нам необходимо выполнить следующие мероприятия: Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса; Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи; Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; Способствовать активному включению родителей в образовательный процесс детского сада. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на потребности родителей в поддержке, праве ребёнка на педагогически образованных родителей. Следовательно, воспитание родителей необходимо для оптимизации процесса воспитания ребёнка. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Для решения этой задачи наряду с традиционными методами такими, как родительские собрания, консультации, коллективные мероприятия 19 (экскурсии, походы, праздники, развлечения и др.), планируем реализовать разнообразные проекты. В проектах проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны, это детский сад – семье - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; с другой стороны, это семья - детскому саду - процесс характеризуется включением родителей в образовательный процесс детского сада. Непосредственно - Игры дидактические, дидактические с элементами образовательная движения, сюжетно-ролевые, подвижные, деятельность психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий Создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения Изготовление предметов для игр, познавательноисследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования Проектная деятельность, познавательноисследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование Оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы 20 Викторины, сочинение загадок Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративноприкладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или про смотренного произведения; рисование 21 иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям Слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки Подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкальноритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы Физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольнодиагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; 21 ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений Образовательная Физическое развитие: комплексы закаливающих деятельность при процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук проведении прохладной водой перед каждым приемом пищи, режимных полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, моментов ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня Социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов Познавательное и речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур) Художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек, изготовление подарков Самостоятельная Физическое развитие: самостоятельные подвижные деятельность детей игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, велосипеде и пр.) Социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды 22 Взаимодействие с семьями воспитанников самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками Познавательное и речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамкивкладыши, парные картинки и др.) Художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте и на форуме сайта ДОУ Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинарыпрактикумы), проведение мастер-классов, тренингов, занятий семейного клуба Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности 23 Для полноценного функционирования ОУ, выбора перспектив его дальнейшего развития необходима аналитическая работа. Она позволяет отследить влияние как позитивных, так и негативных тенденций, качество образовательной работы. 3.1. Блок физического развития и здоровья воспитанников: Здоровье детей, посещающих детский сад является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников, анализируется состояние здоровья детей, ежегодно проводится углубленный медосмотр воспитанников ДОУ. В дошкольном учреждении существует комплексная система медицинского обслуживания, базирующаяся на учете ведущих факторов здоровья. Основные звенья этой системы: плановая профилактическая и оздоровительная работа с детьми; организация и проведение мониторинга состояния здоровья детей в ДОУ; оптимизация двигательного режима детей; оптимизация режима закаливания детей в ДОУ путем совершенствования системы и методов закаливающих воздействий; оптимизация режима питания детей в ДОУ; Плановая профилактическая и оздоровительная работа с детьми включает в себя: Антропометрические измерения и распределение детей по группам здоровья, ежегодно Группа здоровья I II III IV 2016 год % 63 31 4 2 2017 год % 72 25 2 1 2018 год % 52 40 8 0 24 Анализ физического развития воспитанников к концу учебного года показывает достаточно высокие показатели результативности образовательной деятельности в данном направлении. Однако требуется: Закрепить наметившиеся тенденции развития здоровья и отсутствие травматизма воспитанников. Повысить посещаемость детей в детском саду. Снизить количество детей с соматическими заболеваниями. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам. 3.2. Блок результативности воспитательно-образовательного процесса Итоговая оценка освоения содержания образовательной программы проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС: физически развитый, любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные государстве, мире представления и природе; о себе, семье, овладевший обществе, универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками. Отслеживание уровней развития детей осуществляется на основе педагогического мониторинга. Результатами осуществления образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе. Готовность дошкольника 25 к обучению в школе характеризует достигнутый уровень психологического развития накануне поступления в школу. С целью повышения результативности педагогического процесса ДОУ, главной целью которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к самореализации, необходимо: осуществлять социально-нравственное развитие детей через формирование системы "Я" - ребенка и его отношений с окружающим миром; совершенствовать интеллектуальное развитие ребенка через формирование высших психических процессов и познавательных процессов; уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности. Вывод результатов на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации образовательного процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребенку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения: 1 - этап первичного освоения знаний и умений; 2 - этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях; 3 - этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений. Анализ образовательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни школьному. 26 Актуальной остается задача - повышение эффективности образовательного процесса по достижению задач приоритетных направлений развития ребенка. В этой связи требуется решение следующих проблем: 1. Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 2. Активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь, игровых, в образовательном процессе. 3. Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Мониторинг осовения детьми содержания образовательной программы за 2018 учебный год 80% 70% 69% 60% 70% 64% 59% 50% 59% 53% 53% 53% 40% 30% 20% 10% 56% 52% 46% 46% 50% 52% 48% 48% 46% 44% 43% 51% 40% 37% 35% 36% 31% 26% 26% 24% 35% 23% 21% 16% 10% 5% 14% 14% 13% 1%4% 8% 1%1%6%6%5% 0% Высокий Средний Низкий Высокий Начало года Средний Низкий Середина года Высокий Средний Низкий Конец года Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей с высоким и оптимальным уровнями развития, что говорит об эффективности педагогического процесса в ДОУ. Наибольшие результаты воспитанники ДОУ демонстрируют в следующих образовательных областях: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие. 3.3. Анализ эмоционального благополучия детей в ДОУ 27 Анализ эмоционального благополучия показывает, что большинство детей любит ходить в детский сад, с удовольствием играют, занимаются. Небольшая часть детей не очень любит заниматься, гулять, особенно спать, но с желанием кушают, играют. Данные результаты демонстрируют необходимость внесения изменений в режимные моменты и различные виды образовательной деятельности, чтобы дети чувствовали себя более свободно и комфортно. Изучение нравственных проявлений детей в повседневной деятельности показывает, что на фоне достаточного развития отзывчивости, проявления уважения к взрослым, отмечается недостаточный уровень развития эмпатии, чувства благодарности, навыков культуры поведения со сверстниками, умения считаться с мнением и интересами других, разрешать спокойно споры и конфликты, адекватно реагировать на замечания, что ведет к определенным проблемам, требующим более углубленного и системного подхода. Необходимо более широко использовать ситуации, которые способствуют развитию у детей нравственного сознания, с обязательным взаимодействием с родителями воспитанников. 3.4. Анализ психологического климата педагогического коллектива ДОУ Большое значение для плодотворной работы детского сада имеет психологический климат педагогического коллектива. Данная проблема ежегодно изучается психологической с помощью адаптации опросника педагога. Оценка на оценку проводится социальнопо семи параметрам: отношение к детскому саду, отношения между педагогами, удовлетворенность условиями труда, удовлетворенность положением в коллективе, отношение к работе, отношение к детям, отношение к коллективу. Анализируя полученные результаты, можно сказать, что все педагоги дошкольного учреждения положительно относятся к своим воспитанникам и детскому саду, то есть «случайных» людей в коллективе нет. Коллеги активно помогают друг другу, преобладают хорошие взаимоотношения между членами коллектива. Микроклимат стабильно 28 положительный, с редкими всплесками эмоций. Несколько снижен процент позитивного отношения к работе в целом, вероятнее всего это объясняется тем, что престиж деятельности педагога, воспитателя, его материальный доход по сравнению с другими профессиями, востребованными на рынке труда, значительно ниже, а нагрузка очень велика, в том числе и эмоциональная. ДОУ старается обеспечить психологический комфорт педагогам, создать атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, условия для сохранения и укрепления здоровья. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьей - психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс. 3.5. Анализ создания условий для развития детей дошкольного возраста На результативность педагогического процесса влияют условия его организации, анализ которых позволяет выявить причины и возможные последствия его нарушения, а также наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие и распространение педагогического опыта. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты ДОУ с внешними организациями. Материально-техническое обеспечение ДОУ позволяет решать образовательные задачи. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с 29 особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Структура предметно-пространственной развивающей среды, наряду с групповыми комнатами, включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников Программно-методическое обеспечение образовательного процесса направлено на выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. 30 Раздел №4. Концепция развития ДОУ: структура ДОУ Концептуальные основы Программы развития ДОУ Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. В современной системе дошкольного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Для обеспечения должного качества дошкольного образования важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию образовательного процесса. Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий. Главным для развития ребенка является механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которых является возникновение осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей, умение проявить самостоятельность, инициативность, творчество. К подготовке Программы развития предшествовали: изучение требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возможностей ДОУ и окружающего социума. Актуальность Современному обществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди. Успешность рассматривается как владение набором умений (компетентностей), позволяющих адаптироваться к сложным условиям жизни. 31 Компетентность рассматривается как комплексная характеристика личности, отражающая результат освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в деятельности. В контексте современных представлений о цели образования начальные ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую школьную жизнь. Исследования и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение в детских видах деятельности вполне доступна детям дошкольного возраста. Компетентностный подход обоснован в определении критериев и показателей оценки образовательного процесса и результата. Становление начальных компетентностей ребенка старшего дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, что обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Дошкольник - это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. Именно сочетание возможности выбора с потребностью все попробовать самому и предопределяет эффективность использования системно-деятельностного подхода в развитии дошкольника. Решение поставленной проблемы возможно осуществить в различных условиях: школа, учреждения дополнительного образования, семья. Но налицо преимущество системы дошкольного образования. Это: целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер; наличие в дошкольном образовательном учреждении эмоциональнокомфортной для ребенка развивающей образовательной среды. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте 32 процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга. Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Первое требование к играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям: способность побуждать интерес; обеспечение возможности проявить свои способности; вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; предоставление самостоятельности в поиске знаний, формировании умений и навыков; доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений; получение заслуженных поощрений за успехи. Поэтому актуальными являются развитие успешного ребенка в условиях игровой деятельности и оценка его успешности на основе формирования компетентностей. Основанием для разработки Программы развития ДОУ явились: Выявленные проблемы: недостаточное использование игровых развивающих технологий в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; неготовность педагогов организовать образовательный процесс с использованием системно-деятельностного подхода; преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; снижение уровня мотивационной готовности детей к школе, недостаточное умение самоорганизации детской деятельности; 33 несовершенство оценки качества образования дошкольников на основе реализации компетентностного подхода; несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. Концептуальные идеи, основные положения, принципы и подходы, реализуемые в Программе развития. Анализ нормативных, научных, методических и др. документов по актуальным аспектам дошкольного образования и выделенным тенденциям деятельности ДОУ позволил сформулировать ключевую идею Программы развития. Концептуальной идеей коллектива детского сада является установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника» (то есть готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика), включающей сформированность мотивации на успешность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. Развитие и дальнейшая стабильная деятельность ДОУ, опираясь на Программу развития, строится на следующих основных положениях: приоритет ребенка Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связана с ценностью ребенка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает, с одной стороны, бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям), с другой стороны, создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями в ДОУ выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в 34 образовательном оснащенность процессе, современная образовательного педагогический коллектив, методическая процесса, позитивная и техническая высококвалифицированный социально-психологическая атмосфера воспитательной работы; доступность дошкольного образования Под доступностью понимается соответствие содержания образования образовательным потребностям и интересам воспитанника, соответствие трудности образовательного процесса физическим возможностям ребенка, получение образования в независимости от внешних препятствий. Для обеспечения соответствия дошкольного образования образовательным запросам родителей необходимо расширить дополнительные образовательные услуги. Для обеспечения качества образования необходимо оптимизировать нагрузку в течение дня, недели, учебного года, рационально составить учебный план; качество дошкольного образования Эта ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе. Характеристики качества дошкольного образования в настоящее время определяет общество. Удовлетворение этих запросов является показателем качества дошкольного образования; привлекательность дошкольного образования Расширение привлекательности дошкольного образования для различных социальных субъектов общества станет возможным лишь в том случае, когда результат образовательного процесса станет гарантией успеха личности ребенка. Это предполагает: использование инновационных педагогических практик в образовательном процессе; проведение маркетингового анализа 35 рынка образовательных услуг; проведение анализа достижений дошкольного образовательного учреждения; преемственность дошкольного и начального школьного образования Предполагает дальнейшее развитие контактов ДОУ со школой с целью обеспечения преемственности образования, развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство поселка. Это позволит выпускнику ДОУ продолжить свое обучение не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования (музыкальной, художественной, спортивной). Успешной реализации этого направления могут послужить действия ДОУ по организации участия детей в конкурсах, соревнованиях и т. д.; компетентность (профессионально-педагогическая) Это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога; интеграция с преемственными учреждениями Строится с учетом формирования рынка образовательных услуг, ориентирована на развитие вариативности образовательных услуг с учетом интересов ребенка и запросов семьи, районных сообществ. Обеспечивается системой договоров детского сада с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности (учреждениями здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, образования). Интеграция основана: на единстве требований к воспитанию и развитию дошкольников; 36 единстве методов и средств воспитательного воздействия в процессе формирования ключевых компетенций дошкольника, необходимых для успешного обучения на преемственных ступенях образования; совместном «проживании» значимых «событий»; социализация выпускников детского сада в обществе Успех человека в современном обществе определяется не столько объемом полученных знаний, сколько способностью применить эти знания на практике. ДОУ будет продолжать свою работу по апробации и внедрению современных форм предшкольного обучения. В рамках работы педагогического коллектива по теме инновационного проекта «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» будут разработаны, апробированы, проанализированы и распространены рекомендации по реализации ФГОС ДО во взаимодействии с ФГОС НОО. Деятельность МБДОУ детского сада №4 «Журавушка» осуществляется с учетом основополагающих базовых принципов: единства образовательного пространства, предполагающего участие ДОУ в функционировании единых образовательных систем поселка, района и области; гуманистической направленности, выраженной в признании индивидуальных особенностей ребенка и безусловном принятии его во всех проявлениях; человекосообразности, то есть единства культуры и природной сообразности; целостности педагогического процесса и комплексности целей; развивающего обучения, опирающегося на «зону ближайшего развития» воспитанников и предполагающего применение форм и методов развития творческой мыслительной и практической деятельности; ориентации на личностные интересы, потребности, способности детей, предполагающей всесторонний учет уровня развития и способностей 37 каждого ребенка, формирование на этой основе личных планов, программ обучения и воспитания с целью повышения познавательной мотивации и активности детей, развитие творческого потенциала личности; ориентации на успешность ребенка, при которой любое достижение воспитанника рассматривается как значимый для него результат; эффективности, активности и равности социального партнерства, признание ценности совместной деятельности ДОУ и социальных партнеров, интеграции деятельности с преемственными учреждениями, обеспечивающейся системой договоров детского сада с учреждениями и службами разной ведомственной принадлежности; расширение спектра вариативность образовательных реализуемых услуг, предполагающего образовательных программ по дополнительному образованию; обратной связи. Отслеживание (мониторинг) отдельных параметров в образовательной деятельности. В своей работе педагогический коллектив ДОУ использует следующие методологические подходы: компетентностный подход акцентирует внимание на результат дошкольного воспитания, который состоит в формировании у дошкольника личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения. К ключевым компетенциям дошкольников согласно Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и Концепции преемственности в работе детского сада и начальной школы относятся ведущие показатели подготовки детей к школе. Компетентностный подход планируется осуществлять за счет: - единства требований к воспитанию и развитию дошкольников; 38 - единства методов и средств воспитательного воздействия на формирование ключевых компетенций дошкольника, необходимых для успешного обучения на преемственных ступенях образования. системно-деятельностный подход, при котором знания и практические умения детей формируются в деятельности, в первую очередь, игровой как основной для дошкольного возраста. Системный подход, который предлагает рассмотрение деятельности ДОУ как единой системы, состоящей из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность. личностный подход ставит дошкольника в центр педагогического процесса; формирование личности, ориентация на личность, ее интересы; оптимизационный подход заключается в выборе наилучшего варианта из возможных. Миссия, цель, задачи и функции развития ДОУ Миссия ДОУ заключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности ДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам: по отношению к детям и их родителям ДОУ обязуется обеспечить развитие индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении и жизни в современном обществе; по отношению к педагогическому коллективу ДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации; по отношению к системе образования заключается в расширении доступности проведения инноваций на базе дошкольного ДОУ обучающих образования семинаров, посредством публикации методических рекомендаций; по отношению к обществу миссия состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов к развитию и реализации 39 дошкольного образования, расширению ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы ДОУ. Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках развивающего образовательного пространства, является смыслом деятельности дошкольного образовательного учреждения. Осознавая значимость развития ребенка и его успешности в дальнейшей учебе и жизни в обществе, педагогический коллектив детского сада сформулировал стратегическую цель - создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного развития дошкольника при целенаправленном использовании развивающих технологий, в первую очередь игровых с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. . В рамках сформулированной цели выделены задачи, определяющие содержание деятельности педагогического коллектива ДОУ: 1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения. 2. Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанника и сотрудника ДОУ. 3. Повышение профессионализма педагогов как носителя образования. 4. Повышение эффективности работы с родителями. 5.. Повышение качества дошкольного образования. 6. Совершенствование системы контроля качества образования (успешности) дошкольников. 7. Совершенствование работы с социумом. При этом ДОУ выполняет следующие функции: Базовой функцией деятельности является обеспечение качества результатов образовательного процесса. Вспомогательными функциями являются действия, обеспечивающие качество образовательного процесса. К ним относятся: 40 – воспитательная, обеспечивающая взаимодействие ребенка с окружающим социумом; – методическая, обеспечивающая повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения; – поисково-исследовательская, обеспечивающая инновационный характер развития ДОУ; – диагностико-коррекционная, позволяющая выявлять на начальном этапе проблемы воспитанников и решать их в рамках специальной работы; – социальная, обеспечивающая социальный характер образовательного процесса; – управленческая, гарантирующая достижение поставленных в образовательном процессе целей. Приоритетные направления Программы развития ДОУ Приоритетные направления выделены из актуальных проблем, которые необходимо разрешить в процессе достижения цели и решения задач в дальнейшей деятельности: 1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения. (Приоритетное направление: создание условий для формирования предпосылок учебной деятельности – ст.64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 2. Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка. 3. Повышение профессионализма педагогов как носителя образования. (Приоритетное направление: повышение у педагогов уровня понимания требований современного дошкольного образования; использование гибкой тактики руководства детской деятельностью.) 4. Совершенствование работы с родителями. (Приоритетное направление: организация системной работы с родителями и педагогами по вопросам успешного личностного развития ребенка.) 41 5. Повышение качества дошкольного образования. (Приоритетное направление: реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов к организации образовательного пространства.) 6. Совершенствование системы контроля качества образования (успешности) дошкольников. (Приоритетное направление: создание системы оценки качества образования дошкольников на основе компетентностного подхода.) 7. Совершенствование работы с социумом. Содержание и организация инновационных процессов ДОУ Существенные (коренные) изменения, носящие инновационный характер, основаны на сформулированных задачах и приоритетных направлениях деятельности ДОУ: - В области содержания: переосмысление содержания образовательного процесса с точки зрения гуманизации, дифференциации, интеграции, перенесение акцента на воспитательные аспекты работы (личностный и системно-деятельностный, игровой подходы); реализация компетентностного подхода к организации образовательного пространства. - В области технологий: поиск и апробация новых развивающих игровых технологий, превращающих воспитанников в субъекты собственной деятельности; реализация компетентностного подхода к организации игрового образовательного пространства; использование гибкой тактики руководства детской деятельностью. - В области методической работы: организация системной работы с родителями и педагогами по вопросам успешного развития ребенка; повышение у педагогов уровня понимания требований современного дошкольного образования. - В области организации и управления: создание системы оценки качества образования дошкольников на основе компетентностного подхода. Внутреннее взаимодействие представляет взаимную обусловленность деятельности участников развивающей среды. 42 Раздел №5. План действия педагогического коллектива Программа будет реализована в 2019–2023 годы в три этапа. Первый этап - организационно-подготовительный (2019 год): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. Второй этап – практический (2020–2022 годы): апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; коррекция мероприятий. Третий этап – итоговый (2023 год): реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Основные Действия Сроки Ответственн направления (мероприятия) ые преобразований, задачи Первый этап – организационно-подготовительный – 2019г. 43 Определение направлений развития ДОУ 1. Изучение постоянно нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного январь образования. 2. Проведение проблемноориентированного анализа состояния образовательного пространства ДОУ, выявление «точек развития». Разработка 1. Разработка февраль концепции Программы развития образовательного ДОУ. пространства ДОУ 2. Разработка в режиме развития концептуальных подходов программы развития ДОУ на период 2019-2023 годы. Приведение в 1. Разработка и мартсоответствие с корректировка апрель требованиями ФГОС локальных актов, ДО нормативнообеспечивающих правового, реализацию материальнопрограммы развития. технического, 2. Разработка финансового, системы мотивации кадрового, и стимулирования мотивационного инновационной компонентов деятельности ресурсного сотрудников ДОУ. обеспечения образовательного процесса. Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ 44 Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам. Создание условий (кадровых, материальнотехнических и т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с программой развития 1.Организация постоянно действующего научнопрактического семинара, обеспечивающего профессиональный рост и стимулирующий совершенствование педагогического мастерства сотрудников. 2. Прохождение курсов повышения квалификации по проблемам ФГОС ДО. 1.Организация консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей. 2. Непрерывное сопровождение педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени реализации программы в ДОУ или в группе. 3. Оснащение и обновление предметноразвивающей среды в течение года Заведующая ДОУ, старший воспитатель Педагоги ДОУ в течение года Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ Воспитатели, младшие воспитатели, специалисты Заведующая ДОУ, завхоз, педагоги. 45 возрастных групп и кабинетов. Начало реализации 1.Организация мероприятий, первичного направленных на мониторинга по создание сформированности у интегрированной детей 3–7 лет модели познавательных и развивающего психических образовательного процессов, пространства мониторинга состояния здоровья и физического развития ребенка, разработка планов работы с учетом психофизического состояния воспитанников. 2. Систематизация развивающих технологий в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Реализация 3 этапа 1. Создание условий инновационной для ведения деятельности по инновационной теме «Познание работы. окружающего мира 2. Определение дошкольниками основных методом направлений экспериментировани инновационной я с использованием деятельности. цифровой 3. Формирование лаборатории» пакета нормативно(III – обобщающий правовой и этап программы). методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. сентябрь Педагоги ДОУ мартапрель Старший воспитатель февраль декабрь Заведующая ДОУ, старший воспитатель 46 Этап 2 – практический – (2020-2022 гг.) Внедрение и 1.Апробация Сентябрь реализация механизмов, 2020 Заведующая Федеральной обеспечивающих 2022 ДОУ, инновационной непрерывность ОП старший площадки между дошкольной воспитатель Министерства подготовкой и просвещения РФ начальным общим инновационной образованием в деятельности по условиях реализации теме «Познание ФГОС окружающего мира 2. Получение нового дошкольниками образовательного методом результата экспериментировани экспериментальной я с использованием деятельности ДОО цифровой лаборатории» Апробирование 1.Постепенная постоянно Педагоги ДОУ модели, обновление реализация содержания, мероприятий в летний Заведующая организационных соответствии с период ДОУ, форм, программой старший педагогических развития. воспитатель технологий. 2. Создание педагогических условий для разработки рабочих развивающих программ педагогами ДОУ. Организация 1. Организация и в течение Заведующая образовательного и реализация целевых года ДОУ, обеспечивающих проектов старший процессов ДОУ в «Повышение воспитатель режиме развития. педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Построение непрерывного образовательного 47 Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам. Обновление предметноразвивающей среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного процесса в системе детский сад-школа». 1.Модернизация в течение организационной года структуры управления ДОУ реформирование системы методического сопровождения инновационной деятельности. 2.Проведение работы по сплочению педагогического коллектива, формирование умений вырабатывать групповую стратегию деятельности в режиме тренингов. 3.Проведение семинаров, педагогических часов по подготовке педагогов для реализации программных направлений. 4.Прохождение курсов повышения квалификации в соответствии с ФГОС ДО. 1.Анализ требований 2019-2022 ФГОС ДО к г созданию предметноразвивающей среды, обеспечивающие реализацию основной Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель завхоз 48 образования и достижению новых образовательных результатов. общеобразовательно й программы дошкольного образования. 2.Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников. 3. Проведение работ и приобретение нового оборудования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Этап – 3 – итоговый (2023 г.) Оценка 1.Оценка в течение эффективности и эффективности года совершенствование инновационной инновационной модели модели образовательного образовательного пространства, пространства, обеспечивающей обеспечивающей доступность и новое доступность и новое качество качество образования, с декабрь образования. использованием разработанных механизмов. 2.Анализ основных результатов и эффектов реализации программы развития и первых результатов внедрения образовательной программы Заведующая ДОУ, старший воспитатель 49 ДОУ, соответствующей ФГОС ДО. Внедрение, 1.Обобщение в течение совершенствование и перспективного года распространение педагогического перспективного опыта интеграции опыта образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов. 3.Проведение муниципальных и региональных семинаров, мастерклассов по основным направлениям образовательной программы и программы развития ДОУ. Определение новых 1.Проведение направлений проблемнодекабрь развития ДОУ ориентированного анализа деятельности ДОУ по реализации программы развития. 2. Проведение отчетного мероприятия по итогам реализации программы развития и согласованию новых направлений развития. План действий по реализации Программы развития на Заведующая ДОУ, старший воспитатель Заведующая ДОУ, старший воспитатель разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы ДОУ. 50